
Владислав Габайдулин
Тревога. Часть 1.
«В моей жизни было огромное количество ужасных несчастий, большинство из которых никогда не происходило в реальности»
Мишель Монтень «Опыты»

Тревога и страхи сопровождают нас на протяжении всей жизни. Когда мы боимся конкретных вещей или ситуаций, то речь идет о страхе. В отличии от страха, тревога связана с неопределенностью. Мы тревожимся по поводу того, чего в данный момент нет, но что может произойти что-то недоброе.
И страх, и тревога могут быть обоснованными или «конструктивными», а могут и не быть. Неконструктивный, выраженный и неконтролируемый иррациональный страх - это фобия. Фобий бесчисленное множество, человек может бояться чего угодно. Однако есть более распространенные (например, аэрофобия - страх полетов или арахнофобия - страх пауков), и довольно экзотические (например, ацерофобия - страх кислого)
Умеренная ситуативная тревога, например, в незнакомых нам обстоятельствах или накануне ответственных событий, естественна, пока она не начинает препятствовать нашей эффективности и комфорту. Часто получается, что тревога блокирует наши возможности: препятствует общению, овладению новыми навыками, карьере, внутреннему балансу. Высокая тревожность отравляет не только вашу жизнь, но и жизнь ваших близких.
Часто за нашу тревогу платят наши дети. Тревожные родители решают через гиперзаботу свою проблему, а не проблему ребенка: одевают его теплее, чем нужно; кормят больше, чем надо; ограничивают подвижность; блокируют развитие самостоятельности и исследование окружающего мира и так далее. Взрослые обучают детей своим страхам.
С незнакомыми не разговаривай! Знаешь сколько маньяков ходит
детей воруют!
Не беги, так быстро, а то упадешь! Голову себе разобьешь!
К окну не подходи, ты что вывалиться собрался?!
Шапку не снимай, менингитом заболеешь!
Ты, что нож в руки взял?!
К собаке не подходи!
Человек вырастает, но все также «с незнакомыми не разговаривает» и носит шапку всегда.
Тревожные люди подобны губке, все их поведение, вся деятельность, буквально пропитаны тревогой. Особенно тяжелыми представляются им новые, незнакомые ситуации с «открытым финалом». Именно поэтому возникает потребность «держать ситуацию под контролем», а если что-то пошло не по плану, может развиться паника.
Тревожный человек крайне уязвим перед окружающим миром, и вынужден защищаться от его «нестабильности», что часто может проявляется в агрессивных реакциях. Члены семьи регулярно совершают мелкие или крупные просчеты, с его точки зрения, за что также регулярно получают свою порцию агрессии. Когда вы волнуетесь, вы раздражительны и слабы.
Тревога, имея множество лиц и масок, жрет наши ресурсы: прежде всего, здоровье и время жизни. Снижая свою тревожность, мы открываем новое качество жизни.
Как мы понимаем, что взволнованы? - Мы ощущаем изменения в нашем теле. Это может происходить и неосознанно, но есть ряд физиологических проявлений, создающих тот комплекс, который мы идентифицируем как тревогу или страх. Этот набор реакций может отличаться у разных людей по ведущей системе, т.е. по тем маркерам, которые характерны именно для вас.
Возможны , например, такие соматические проявления:
Со стороны нервной системы: тремор, головокружение, мурашки
Сердечно-сосудистая система: учащенное сердцебиение, повышение (или понижение) давления, боль в области сердца, холодеют руки или наоборот, по телу разливается жар
Дыхательная система: ощущение недостатка воздуха, одышка, «ком» в горле или частая зевота, учащенное дыхание
Пищеварительная система: тошнота, сухость во рту, понос, боль в животе, запоры
Уро-генитальная система: частые позывы к мочеиспусканию, боль и дискомфорт в уро-генитальной зоне
Терморегуляционная система: озноб, повышение температуры, повышенное потоотделение.
Степень соматических проявлений может сильно отличаться: от еле заметной, до препятствующей трудоспособности.
Первым шагом на пути снижения уровня тревожности является распознавание её проявлений в теле. Об этом и пойдет речь в следующей статье, посвященной тревоге, а затем мы перейдем к способам проработки тревожных состояний.